Наша вторая прогулка по территории Стэнфордского университета совсем не напоминала первую. Первая — была ознакомительной, нам хотелось увидеть все и сразу, проникнуться атмосферой знаменитого учреждения, понять, что испытывают люди, получившие возможность учиться в таком престижном ВУЗе.
Второй раз мы ехали конкретно — смотреть скульптуры: Сад скульптур Родена и Сад скульптур Новой Гвинеи. Почему такие, казалось бы, разные скульптуры соседствуют у меня в одной статье, объясню чуть позже.
Скульптуры Родена разбросаны по всей территории Стэнфордского университета. Среди них такие известные как «Мыслитель», «Граждане Кале», «Врата ада».
Путешествуя по Калифорнии, я уже встречалась со скульптурами Огюста Родена, например, около Музея искусств округа Лос-Анджелес, и каждый раз спрашивала себя: «Это что, подлинники? Под открытым небом?» Пока не поняла, что мой вопрос носит чисто риторический характер. Дело в том, что еще при жизни, Роден позволял делать копии своих скульптур для продажи. Уже тогда существовало 230 копий «Вечного идола» и 320 копий «Поцелуя». В 1956 году во Франции был принят закон, согласно которому можно делать не более 12 копий с каждой скульптуры. Видимо они сами запутались со своими копиями.
Итак, мы отправились в Сад скульптур Родена.
Сад скульптур Родена
Сад скульптур Родена Стэнфордского университета находится рядом с Центром изобразительных искусств Канторов, под открытым небом. Очень удобно, когда путешествуешь с детьми. Сад включает в себя около 20 скульптур. Здесь я впервые увидела знаменитые «Врата ада» Огюста Родена (копия).
Из-за монументальности композиции, может показаться, что «Врата ада» самое замечательное из того, что создал Роден за всю жизнь. Но это не так. Замысел был грандиозным. Скульптор, в одном творении, хотел запечатлеть все человеческие страсти и пороки. Это было великая мечта и боль Родена.
Портал, который впоследствии Роден назвал «Врата ада», должен был украсить Музей декоративного искусства в Париже. Роден работал над порталом всю жизнь, так и оставив его незавершенным. Но это ничего не значит, потому что «Врата ада» вмещают в себя 186 скульптур, некоторые из которых стали шедеврами, обретя самостоятельную жизнь.
Например, «Мыслитель», сидящий на камне, стал одной из самых узнаваемых скульптур в мировой истории искусства. Здесь он тоже есть, но не во дворе, а внутри, в ротонде нового крыла музея. Мы еще к нему вернемся.
Сразу у входа в Сад скульптур, нас заинтересовала скульптура «Три тени». Может показаться, что это три разных человека, но это три копии одной и той же фигуры, выполненные в разных ракусах.
Это особенная скульптура — ее Роден поместил на вершину композиции «Врата ада».
«Картиада, упавшая под тяжестью камня» еще один широко известный фрагмент «Врат ада». Символ женщины, пытающейся нести непосильную ношу. Девушка изнемогает под тяжестью камня, но все равно пытается его поднять.
«Мученица» — женщина, корчащаяся на земле.
В Саду скульптур Родена мы встретили увеличенные головы горожан скульптуры «Граждане Кале». Сама скульптура «Граждане Кале» находится рядом с мемориальной церковью. Я о ней писала в своей прошлой статье про Стэнфорд.
Скульптура «Шагающий» первоначально была этюдом к «Иоанну Крестителю». Для нее позировал итальянский крестьянин, обладающий прекрасным телом. Роден гордился этой скульптурой, ему удалось изобразить движение так, что обе ноги модели стоят на земле, а вес распределен между ними.
Вдосталь насладившись классикой, мы отправились искать Сад скульптур Папуа-Новой Гвинеи.
Сад скульптур Новой Гвинеи
Сад скульптур Новой Гвинеи находится в стороне от популярных маршрутов. Но он стоит того, чтобы в него заглянуть. Ничего подобного я раньше не видела.
Сад был организован аспирантом кафедры антропологии Стэнфорда Джимом Мейсоном. Для того, чтобы разбить этот удивительный Сад, он привез группу из 10 резчиков с реки Сепик из Папуа-Новой Гвинеи. Было это в 1994 году.
При входе в Сад нас встретил орел, опирающийся на плечи предков. Мы сразу кинулись рассматривать деревянные столбы, украшенные узорами и мотивами из жизни народа ятмул и квома.
Чуть поодаль, нам встретились другие столбы: ярко раскрашенные.
Дети радостно помчались к «Крокодилу».
Помимо деревянных скульптур, много скульптур из пемзы.
Для резчиков это новый материал, у них дома камень встречается крайне редко. Талант, есть талант — все получилось.
Резчики работали в Стэнфорде по шестимесячной образовательной визе. Им была оказана материальная помощь в виде продуктов, медицинского обслуживания, одежды, инструментов, материалов, ежедневных экскурсий и поездки в Диснейленд.
Резчиков воспринимали не как ремесленников, а как подлинных художников.
Им была дана возможность вырваться за рамки традиционных тем реки Сепик. Резчикам предлагалось выражать себя не жителями Папуа-Новой Гвинеи, а истинными художниками.
Эксперимент удался. Это не просто экспозиция традиционного племенного искусства. Все работы индивидуальны, что подтверждают надписи под каждой из работ.
А теперь о том, почему я объединила Сад скульптур Родена и Сад скульптур Новой Гвинеи в одну статью. Потому что, два ятмула из села Тамбунум намеренно создали скульптуры, напоминающие скульптуры Родена. Причем самые известные из них: «Мыслитель» и «Врата ада».
А чтобы вы сравнили, я разместила двух «мыслителей» рядом.
Пишите, какой вам понравился больше.